Перейти к основному содержанию
18+
Информация для взрослых

Сайт bipolarfamily.ru рассчитан на аудиторию 18 лет и старше. Здесь обсуждаются темы психических расстройств, лекарственных средств, психоактивных веществ, кризисных состояний. Содержание имеет информационно-просветительский характер и не является медицинской рекомендацией.

Подтвердите, что вам исполнилось 18 лет, чтобы продолжить.

Мне нет 18 лет

Если тебе плохо прямо сейчас — 112 или бесплатный телефон доверия 8-800-100-49-94 (круглосуточно, анонимно). Если тебе меньше 18 — 8-800-2000-122. Что делать в кризисе — открывается без подтверждения возраста.

Подробная правовая позиция — /yuridicheskaya-informaciya/

БАРЦИКЛОПЕДИЯ · ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ

Серотониновый синдром

Информационный материал, не медицинская рекомендация — подробнее
Материал основан на доказательной медицине: NIMH (США), NICE (UK), CANMAT (Canada), ISBD, DSM-5-TR, ICD-11, клинические рекомендации Минздрава РФ. Не является медицинской рекомендацией. 18+ Если плохо прямо сейчас — кризисный маршрут. Редакционная политика →

Что это

Это потенциально опасная для жизни реакция на избыточное накопление серотонина в организме (серотониновая интоксикация). Она возникает из-за неправильного сочетания препаратов, влияющих на уровень этого нейромедиатора, либо в результате сильного превышения их дозировок.

Как выглядит

Состояние развивается стремительно, чаще всего в течение первых часов после приема новой дозы лекарств. Оно характеризуется тремя основными группами симптомов:

  • Нарушения психики: сильное двигательное возбуждение, паника, нарастающая тревога, спутанность сознания, бред или галлюцинации.

  • Мышечные сбои: мелкая дрожь в руках и теле, непроизвольные мышечные подергивания, скованность суставов, подергивание глазных яблок или стоп.

  • Вегетативный бунт: резкий подъем температуры тела, обильный липкий пот, сильно расширенные зрачки, частый пульс, скачки давления и острая диарея.

Откуда берётся

Серотонин регулирует множество процессов в нервной системе. Однако при гиперстимуляции определенных типов серотониновых рецепторов в головном мозге и периферических тканях нервная система переходит в режим критической перегрузки. Такое случается при одновременном приеме несовместимых серотонинергических лекарств (например, двух антидепрессантов из разных классов или антидепрессанта с некоторыми сильными обезболивающими либо триптанами от мигрени).

Что с этим делают

  • Срочная отмена. При подозрении на развитие синдрома необходимо немедленно прекратить прием всех лекарств, влияющих на уровень серотонина.

  • Вызов экстренной помощи. При среднетяжелых и тяжелых формах требуется незамедлительная госпитализация в отделение интенсивной терапии.

  • Борьба с симптомами. В условиях клиники врачи используют капельницы с физиологическим раствором, применяют седативные препараты для расслабления мышц и контроля пульса, а также следят за работой почек.

  • Специфические антидоты. В сложных случаях применяют особые препараты, блокирующие серотониновые рецепторы.

Что НЕ работает

Нельзя пытаться переждать симптомы дома, надеясь на то, что организм справится самостоятельно. При тяжелом течении промедление может привести к необратимому разрушению мышечных клеток, почечной недостаточности и остановке дыхания. Бесполезно пить стандартные жаропонижающие средства (ибупрофен или парацетамол) — высокая температура в данном случае вызвана не инфекцией, а непрекращающейся мышечной гиперактивностью, и сбивается только физическим охлаждением тела или введением миорелаксантов.

При БАР важно

При лечении биполярного расстройства антидепрессанты назначаются с крайней осторожностью из-за высокого риска спровоцировать резкую смену фазы на манию или смешанное состояние. Опасные фармакологические комбинации у биполярных пациентов требуют постоянного врачебного контроля. Каждый человек с подтвержденным диагнозом должен знать базовые признаки серотониновой токсичности. Если на фоне изменения схемы лечения у вас возникла сильная ажитация, дрожь в мышцах и лихорадка, следует немедленно воспользоваться кризисным маршрутом и вызвать скорую помощь.

Связанные термины

Источники

  • Boyer, E. W. & Shannon, M. (2005). The serotonin syndrome. New England Journal of Medicine, 352(11).
  • Volpi-Abadie, J. et al. (2013). Serotonin syndrome. The Ochsner Journal, 13(4).
  • Dunkley, E. J. et al. (2003). The Hunter Serotonin Toxicity Criteria: simple and accurate diagnostic decision rules for serotonin toxicity. QJM: An International Journal of Medicine, 96(9).